Как сообщает корреспондент «Квадрат.ру», автор законопроекта- депутат Владимир Жириновский указывает на противоречия между нормами Гражданского и Земельного кодексов РФ, регулирующих вопрос изъятия участков. Он предлагает четко определить список нарушений, порядок уведомления собственников земли, процедуру изъятия участков и т.д.
«Положения статьи 286 Гражданского кодекса РФ противоречат Конституции России, так как в ней предусмотрена возможность для органов государственной власти или местного самоуправления самостоятельно принимать решение о принудительном изъятии земельного участка, – констатирует Владимир Вольфович. – Собственник же, не согласный с этим решением, может обжаловать его в суде. Между тем статья 35 Конституции РФ говорит о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено, но только при условии предварительного и равноценного возмещения. Однако статья 286 предусматривает, что земельный участок у собственника изымается не для государственных нужд, а в качестве ответственности за совершенное правонарушение», – заключает лидер ЛДПР.
Кроме того, Владимир Жириновский отмечает, что в законодательстве не прописана досудебная процедура, предшествующая решению вопроса об изъятии земель сельскохозяйственного назначения в случае их ненадлежащего использования.
Однако
спорная статья Гражданского кодекса РФ, о неконституционности которой заявляет автор законопроекта, предусматривает исключительно судебный порядок изъятия земель. Госорганом делегировано лишь право предупреждать собственников о выявленных нарушениях, а в случае несогласия - устранить их, подавать иски в суд.
Де-факто законопроект лидера ЛДПР лишь прописывает процедуры предупреждения, а также расширяет перечень нарушений, которые являются основанием для лишения собственников прав на земли. В него, в частности, включается систематическая неуплата земельного налога, а также загрязнение почвы ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами. Уполномоченный госорган обязан будет заблаговременно по установленной форме предупреждать землевладельца о выявленных нарушениях, а в случае игнорирования этих требований в указанный срок подавать в суд. После принятия решения право собственности на участок в государственном реестре прекращается.
В то же время принятие предложенного законопроекта может спровоцировать новые противоречия. Например, нигде не прописан минимальный срок, который Госорган обязан предоставить землевладельцу на устранение нарушений, что может привести к формально законным злоупотреблениям, например, чиновники вправе потребовать провести рекультивацию почв в трехдневный срок, что невозможно.
Кроме того, лишать собственности предлагается через 10 дней после принятия судом решения, тогда как оно к этому моменту еще не вступит в силу и может быть обжаловано а, следовательно, отменено.
В настоящее время законопроект находится у председателя Госдумы.