Строительство центра «Новая Голландия» тянется уже больше года. Остров превращен в гигантскую строительную площадку. Большинство старых зданий снесено, вековые деревья вырублены. Правда, перестройка этого знакового для Петербурга места ведется без предварительного проекта — до недавнего времени без проекта подземной части, а теперь еще и надземной. Специалисты института развития экологических технологий, обеспокоенные ситуацией, создали «горячую линию» для обращений по ситуации, сложившейся вокруг острова.
Первоначальный проект британского архитектора Норманна Фостера за два года, прошедших со дня победы на архитектурном конкурсе, оброс различными новациями — и ввысь, и вширь, и в глубину. Вместо требуемых высотным регламентом 23 (а для квартальной застройки — 28) метров в высоту здание Дворца фестивалей неожиданно подросло до 46 метров. Как пояснил сам архитектор, сделано это было «для того, чтобы дворец было видно». Появилось и неожиданное дополнение к знаменитой арке Ж.Б.Валлен-Деламота — одно крыло Дворца фестивалей расположено таким образом, чтобы вид через арку открывался именно на него.
К счастью, как заявил председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов, проект уже вернули архитектору, "чтобы он привел его к тому виду, в каком было получено первое место на конкурсе". В настоящее время проекта нового центра «Новая Голландия» не существует.
Решение о том, кому «инвестировать-реставрировать» Новую Голландию, было принято единодушно. Говорят, когда британский архитектор Норманн Фостер поднимался на сцену, чтобы получить диплом – как символический ключ от таинственного острова, весь зал зашелся овациями. А непосредственно сам победитель конкурса - девелопер Шалва Чигиринский, присоединившийся к числу аплодирующих, сообщил присутствующим, что его компания выделяет на реализацию проекта 320 миллионов долларов. Это было два года назад, с тех пор стоимость проекта увеличилась вдвое, но, по словам управляющего проектом «СТ-Новая Голландия» Сергея Сусина, стоимость в 600 миллионов долларов инвестора не пугает.
Историко-культурную экспертизу ансамбля Новой Голландии проводили специалисты НИИ «Спецпроектреставрация», и, как сообщает Михаил Мильчик, заместитель директора НИИ, заказчику было рекомендовано по возможности сохранить все исторические постройки. Впрочем, в перечень обязательного сохранения вошли только те объекты, которые находились под охраной государства — кирпичный складской комплекс для сушки и хранения корабельного леса, возведенный в 1765-1780 годах по проекту Ж.Б.Валлен-Деламота и Саввы Чевакинского, а также здания тюрьмы и кузницы.
«Результаты оказались вполне предсказуемыми — на острове сохранили только то, что никоим образом не удавалось снести», - грустно констатирует Александр Кононов, член Президиума Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Чудом удалось спасти деревья со стороны Мойки и Крюкова канала — их спасло только то, что они присутствуют на всех картинах и гравюрах, на которых изображена знаменитая Арка.
Все остальные здания — и знаменитый Крыловский опытовый бассейн, полтора века служивший для испытания отечественных кораблей, и химические лаборатории — в одной из них работал выдающийся русский химик Дмитрий Иванович Менделеев, и здание радиостанции, оборудованной в годы Первой мировой войны, были снесены. Правда, по непроверенным слухам, прежние хозяева острова — Министерство обороны — потребовали, чтобы опытовый бассейн был разобран в обязательном порядке, в целях государственной безопасности. Но, наверное, исторические лаборатории и радиостанцию можно было попробовать сохранить, однако инвестор счел это нецелесообразным.
Проекта подземного строительства нет до сих пор. По мнению Мильчика, подземные работы в Новой Голландии могут отрицательно сказаться на состоянии исторических построек на этой территории. Считается, что понижение уровня грунтовых вод может активизировать процесс разрушения деревянных свай, на которых стоят здания. Кроме того, остров Новая Голландия — рукотворный, и как скажется подземное строительство на устойчивости насыпного грунта, пока непонятно. Кроме того, все деревянные перекрытия в зданиях будут заменены на металлические.
Площадь застройки превысит прежнюю примерно в три раза, и к каким последствиям приведет такое повышение нагрузки на грунт — тоже неизвестно. Никаких расчетов этих процессов все еще нет.
Перестройка Новой Голландии грозит не только нарушить исторический облик Санкт-Петербурга, но и может поставить под угрозу безопасность близлежащих зданий Адмиралтейского района. По плану на острове предполагается построить многоуровневый подземный паркинг. С сушей остров будет связан тоннелями, вырытыми на десятиметровой глубине, по требованиям техники безопасности таких тоннелей должно быть не меньше трех — чтобы в случае какой-либо катастрофы у посетителей комплекса оставалась возможность покинуть остров. Все тоннели планируется подвести со стороны площади Труда, но пока их расположение точно не определено.
Опасность для соседних зданий есть и в том, что грунты вокруг острова аналогичны тем, на которых уже несколько лет пытаются построить Мариинку-2, и пока строителям не удалось справиться с грунтовыми водами. По мнению экспертов, строительство на острове подземных паркингов и тоннеля неизбежно приведет к изменению уровня грунтовых вод. А, значит, из-за работ на острове может начаться подтопление ближайших окрестностей.
Анна Елисеева,
Фонтанка.ру