Власти защитили бизнесмена Александра Ебралидзе от критикующих реконструкцию комплекса зданий бывшего кинотеатра «Баррикада» на Невском проспекте. Посетив в четверг объект, работы на котором полностью завершатся к маю 2009-го года, губернатор города не высказала претензий к увиденному: исторические элементы сохраняются, новые появляются. Для здания, которое за 250 лет 7 раз меняло свой облик, это, по ее мнению, допустимо. Представители общественности возмущены: то, что происходит на Невском, 15, иначе как беспределом, не называется.
Представители общественности указывали, что здание бывшего кинотеатра «Баррикада» — это памятник архитектуры федерального значения, статус которого понижен до регионального. В 2007 году разобран главный зал на всю высоту здания; снесён уникальный Овальный корпус XVIII века, памятный по гравюре Добужинского; разрушена часть здания – для пробивки сквозного проезда с Мойки на Большую Морскую. Ебралидзе объяснил, что здание находилось в настолько ветхом состоянии, что его было решено разрушить и воссоздать заново. А по поводу Добужинского даже пофилософствовал: «Добужинский, конечно, величина. Но дом на гравюре изображен не от хорошей жизни. Художники, творцы, должны голодать, чтобы создавать. Еще более жуткие картины предстают в произведениях Достоевского и Радищева. Но это не значит, что мы должны к ним возвращаться».
Сейчас с фасадов уже сняты леса, строительные заборы исчезнут 1 октября, а весь комплекс будет сдан в мае 2009 года. За счет инвестора для освобождения здания были расселены 20 коммунальных квартир по 10-15 комнат в каждой. (Говоря об этом, Ебралидзе не забыл сообщить, что у него есть очень много благодарственных писем от граждан, которые довольны своими новыми жилищными условиями. ) Ебралидзе отметил, что фасадная часть зданий расчищена и воссоздана до мельчайших исторических подробностей в стиле 50-ых годов 19-го века. В обновленном здании планируется разместить коммерческо-развлекательный комплекс, гостиницу, рестораны, киноконцертный зал и даже бассейн на крыше; предусмотрена надстройка внутренних корпусов до 7 этажей, сооружение мансардного пятого этажа по периметру всего комплекса, сквозной автомобильный проезд с набережной Мойки на Большую Морскую.
Главе города показали в первую очередь двор, в котором разместится бассейн. Это, как заявил позже Ебралидзе — отдельный объект и к исторической части никакого отношения не имеет. Кроме этого, как заверил глава «Талиона», мансардная часть комплекса не будет видна нигде, кроме как во дворе здания. "Это будет выдающийся фактор выдающейся гостиницы. Никаких недоразумений с КГИОП у меня никогда не было", - позже заявил он.
Погуляв по талионовскому «Эрмитажу», делегация спустилась в подвал. Там губернатору рассказали, что фундамент был в ужасающем состоянии, опорные стенки падали. Больше двух лет пришлось заниматься только укреплением фундамента.
В первозданном виде удалось сохранить три исторические лестницы: Путиловскую, соединяющую кинозал и Невскую линию, и лестницу со стороны входа в бывший кинотеатр «Баррикада».
После осмотра губернатор высказала свое мнение обо всем: «Это пример того, когда инвестор бережно относится к исторической части зданий. Это — бывший доходный дом, понятно, что здесь было. В советские времена тут были коммунальные квартиры, в которых люди жили в ужасных условиях. Теперь тут будет гостиница, магазины, рестораны, кинозал. А под бассейн задействована внутренняя территория двора. Это встройка. Высотный регламент не нарушен. Все согласовано с КГИОП. Ведь если просто отреставрировать здание, не наполнив его новой функциональностью, оно будет мертвое, не живое. Этот комплекс за 250 лет семь раз менял свой облик. И тут встает вопрос: «Что тут подлинное?». Мы ставили жесткие технические условия при реконструкции. И инвестор их выполнил. У нас нелегко найти инвестора. И если допускать чье-то пустословие и болтовню, то инвестор уйдет, оставив разрушающееся здание, чтобы город сам разбирался. А где найти ресурсы?! Я даже не спрашиваю, сколько средств на это потрачено. Но это — колоссальные средства», - защищала глава города то ли Ебралидзе, то ли решение властей, предоставивших ему этот комплекс под реконструкцию.
Журналисты у Ебралидзе все же спросили, сколько стоили работы. По его словам — 10 тысяч долларов обошелся один кв. метр. Все в комплексе будет 17 тысяч «квадратов», три тысячи из которых — новые помещения задействованной внутридворовой территории. То есть всего — 170 миллионов долларов.
Общественность одобрение проекта губернатором расстроило. По словам сопредседателя Всероссийского общества по сохранению культурного наследия Александра Марголиса, то, что происходит на Невском, 15, иначе как варварством и беспределом не назовешь: «Александр Ебралидзе плохо знаком с законодательством об охране культурного наследия в России. Если заглянуть в закон, то там можно прочитать, что памятники архитектуры, охраняемые государством, можно только реставрировать. Тогда как он произвел фундаментальную реконструкцию. А надстройки с бассейном — это противозаконно, цинично и носит издевательский характер. Стоило огромного труда вывезти бассейн из Лютеранской церкви на Невском проспекте. Теперь он переместился на крышу дома Чичерина. Я не разделяю позицию Ебралидзе и губернатора. Флигеля 18-го века уже нет. Он остался только на картине Мстислава Добужинского. А это была плоть от плоти, неотъемлемая часть флигеля. Меня удивляет благодушная позиция городской администрации. То, что сегодня глава города похвалила инвестора, это — горькие новости».
Депутат ЗакСа Алексей Ковалев возмущен самой ситуацией: «Если для губернатора это хороший пример сохранения исторического наследия, то для меня это - иллюстрация того, что происходит в городе в целом. Для меня это — уничтожение памятника культуры. Уничтожены все подлинные конструкции здания. Созданы декорации. Те элементы внутри, которые имеют исторический облик, скорее, напоминают работу реставраторов в пригородах, где элементы воссоздаются с нуля после разрушения фашистскими захватчиками. Здесь фашистских захватчиков не было. И такого рода реставрация, которая осуществлена на Невском, 15, должна быть запрещена. Этот пример должен быть рассмотрен на всех уровнях. Ведь даже лицевой фасад разобран больше чем наполовину. Ради интересов инвесторов, видимо. Позиция общества охраны памятников правомерна. Но как могли Спецпроектреставрация и КГИОП пойти на это, я не знаю. Это пример того, когда памятник лишен статуса федерального объекта специально для того, чтобы позволить инвестору получить в собственность все это здание и земельный участок».
Справка:
Дом генерала-полицмейстера Петербурга H.И. Чичерина является одним из первых образцов раннего классицизма. В 1780-83 годах в этом доме жил архитектор Кваренги. Позже здесь часто бывал Пушкин, жили Грибоедов и Кюхельбекер, а на проходивших здесь литературных вечерах выступал Достоевский.
На том самом месте, где в настоящее время располагаются клуб «Талион» и «Елисеев Палас Отель», в первой половине 18 века стоял деревянный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны, построенный Бартоломео Растрелли. После того, как главная царская резиденция переместилась на набережную Невы, участок начали осваивать люди рангом пониже, однако принадлежавшие либо к высшей знати, либо к наиболее состоятельной части общества. В их числе были петербургский генерал-полицмейстер Чичерин, светлейший князь Куракин, откупщик Перетц, купец Косиковский. Все последующие постройки возводились на деревянно-каменном дворцовом фундаменте. Так, в 1814-16 гг. по проекту архитектора В.П. Стасова был построен корпус на Большой Морской, фасад которого украшен двенадцатью колоннами в честь победы в войне с Наполеоном. В 1860 году появилось спроектированное архитектором Н.П. Гребенкой здание на набережной Мойки. В 1902 году архитектор А.К. Гаммерштедт перестроил здание для банкира С.П. Елисеева, родного брата владельца знаменитых гастрономических магазинов в Петербурге и Москве. Елисеев купил особняк в 1858 году, только в его бытность он дважды реконструировался и, по свидетельству Корнея Чуковского, представлял собой в те годы «шестьдесят три комнаты в золотых завитках».
После революции в прежних владениях банкира разместились кинотеатр «Баррикада» и многочисленные коммуналки, первые этажи были отданы под магазины. За время Великой Отечественной войны здания серьезно пострадали. С 1980-х некоторые помещения «Баррикады» были закрыты по причине аварийного состояния.
Постановлением правительства Петербурга от 14 декабря 2004 года дома Чичерина и Косиковского были переданы под реконструкцию и реставрацию компании «Талион», подписание договора об инвестиционной деятельности состоялось 23 января 2005 года.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру