Может ли покупка гаража считаться инвестицией?

Новости банкротства
04.07.2008

Ежедневно москвичи приобретают более 500 автомобилей, которые надо где-то парковать или хранить. Между тем, удобные паркинги и подземные гаражи не всегда предусмотрены в необходимом количестве даже в новостройках. В то же время цена машиномест во всех их сегментах постоянно растет,и у некоторых граждан возник соблазн использовать покупку гаража в качестве инвестиции. В редакцию Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.ru часто поступает вопрос: "Может ли покупка гаража стать выгодным вложением капитала?" Идя навстречу пожеланиям читателей, ответ на этот вопрос решила выяснить наш корреспондент Надежда Семеновская.

Как рассказала корреспонденту Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.ru исполняющая обязанности руководителя ипотченого департамента ООО «РЕСКОР-недвижимость» Оксана Позднякова, на рынке «жилья для железного коня» слишком мало предложений гаражей и автостоянок, соответствующих современным стандартам. Нездоровая ситуация сложилась в России исторически.

В советское время такую роскошь, как личный автомобиль, могли позволить себе немногие. В результате при строительстве микрорайонов создание гаражей и парковочных мест для автомобилей было не предусмотрено проектом. По мере роста парка автомобилей местами автостоянок стали площадки перед домами. Чуть позже, в 70-е и 80-е годы, появились гаражные кооперативы, расположенные, как правило, вдоль промышленных зон, железнодорожных путей. Подобные железные боксы (не путать с «ракушками») востребованы до сих пор.

В начале девяностых годов появились частные охраняемые автостоянки, а также были предприняты попытки обеспечивать безопасность и сохранность своего автомобиля под окнами квартиры – так появились суррогатные гаражи-«ракушки». Также же стали строиться первые многоуровневые подземные и надземные гаражи, места в которых предлагались к продаже физическим лицам. Ранее, за самым редким исключением, гаражи такого уровня принадлежали только организациям и были немногочисленны.


Гаражи сегодня – баланс между спросом и предложением
Столичные власти постоянно работают над решением проблемы «бездомных» автомобилей. Не обошлось без ошибок – например, сегодня около двух га московских земель занято «ракушками». Такое использование дорогих площадей просто неэффективно, кроме того, часто ракушки, установленные незаконно, создают угрозу безопасности населения, мешая проезду к подъездам пожарных или скорой. Московские власти в последние годы постепенно сокращают количество «ракушек». Планируется сохранить право на них лишь для некоторых льготных категорий граждан – например, инвалидов-«опорников».

Согласно принятым законодательным нормам, сейчас создатели проектов микрорайонов и жилых домов предусматривают наличие автостоянок и гаражей в своих проектах, в которых количество машиномест, как минимум, соответствует количеству квартир в доме. Согласно Постановлению Правительства Москвы от 4.10.2005 года, обеспеченность машиноместами должна составлять не менее одного и не более двух на одну квартиру, в зависимости от принадлежности дома к категории комфортности.

Но строительство все равно не успевает за все растущим числом автомобилей. В 2007 году в Москве построили гаражей 134 тыс. машиномест. Такого количества явно недостаточно, ведь в среднем автопарк увеличивается на 9% в год, ежедневно на столичных дорогах появляются около 550 новых автомобилей. Всего же за последние три года количество автомобилей увеличивалось ежегодно на 150 000 - 200 000. К 2010 году планируемый парк составит 4 млн. авто.
Таким образом, можно предположить, что проблема недостатка машиномест, которую уже сегодня можно назвать одной из самых острых в городе, в дальнейшем будет только усугубляться.


Спрос большой – будет ли ажиотаж?
Логично предположить, что в такой ситуации гаражи и машиноместа будут продаваться, как горячие пирожки, и постоянно дорожать. В некоторых районах Москвы стоимость места для машины в подземном гараже превысила не только стоимость самого автомобиля, но и стоимость аналогичной по метражу жилой площади. Теперь место в гараже многоквартирного дома эконом-класса может стоить более 2,5 млн. рублей (более $100 000). В элитный жилых домах стоимость машиноместа в подземном гараже может достигать стоимости однокомнатной квартиры в Подмосковье (до $160 000).

Стоимость машиномест во всех сегментах рынка продолжает неуклонно расти:
- Паркинги в новостройках, расположенных в пределах Третьего транспортного кольца, подорожали за прошедший год на 31%, сейчас средняя стоимость машиноместа составляет $127 000;
- В новостройке бизнес-класса, расположенной между ТТК и МКАД машиноместо можно приобрести в среднем за $65 000, что на 16% дороже, чем в прошлом году;
- В ближнем Подмосковье стоимость машиноместа поднялась до $29 000, то есть подорожала на 9%;
- В Подмосковье средней удаленности машиноместо оценивается в среднем в $21, 8%, что на 13,2% больше, чем в прошлом году.

Тем не менее, инвесторы не считают гаражный бизнес очень выгодным: прибыль при строительстве гаража обычно не превышает 20%, в то время как прибыль при строительстве жилья может составить 100 – 200% и более.
Кроме этого, гаражи – товар, за который готов заплатить далеко не каждый покупатель.

Следует учесть, что нынешние градостроительные нормы предъявляют весьма суровые требования к гаражам. Особенно это касается Центрального округа столицы. Необходимо, чтобы паркинг возводился подальше от жилья и инженерных коммуникаций. В результате часто случается, что паркинг или гараж находятся довольно далеко от дома.
Важнейший фактор, который отличает машиноместо от квартиры – заменяемость машиноместа. Если альтернативы жилью нет, и каждый человек нуждается в крыше над головой, но гараж вполне можно заменить.

Например, до сих пор еще можно приобрести и установить «ракушку» за $5000 – и оставлять любимое авто под окнами. С защитой от мелких хулиганов или непогоды металлический тент вполне справится.

Можно также застраховать машину и оставлять ее прямо на улице. Если учесть, что стоимость полного страхования составляет около 10% стоимости автомашины, а цена гаража превышает стоимость авто – такой выход предпочитают очень многие.

Машиноместа, в отличие от других объектов рынка недвижимости, имеют более выраженный предел цены. Скорее всего, в ближайшем будущем можно ожидать стабилизацию цен на паркинги. Но даже при нынешних ценах на недвижимость, паркинги попадают в категорию роскоши, а не вынужденной необходимости.


Доступность паркинга - в кредите?
Инструментом, стимулирующим приобретения машиноместа, может стать специальная программа гаражного кредитования. Ведь высокие цены отпугивают покупателей, и уже сегодня переизбытка предложений на рынке гаражей и паркингов не наступает лишь потому, что дефицит все еще велик.

Но сегодня такой кредитный инструмент не разработан, поэтому клиентам приходится пользоваться либо потребительским кредитом, либо ломбардным ипотечным. Банки не возражают, чтобы деньги, занятые под залог уже существующего жилья, были потрачены на паркинг или гараж.

Средние ставки по потребительским кредитам составляют 18% – 20% в год, «ломбрадные» ставки чуть ниже – 13,5% - 14%. Классическая ипотека была бы хороша именно низкой ставкой – 10 – 11% в год. При такой ставке – если взять кредит на 10 лет под гараж стоимостью $20 000 – ежемесячный платеж составит около 7000 руб.

Согласно действующему законодательству, ипотека подразумевает залог недвижимого имущества, права на которое зарегистрировано в соответствующих органах государственной регистрации. И если в Федеральном законе «Об ипотеке» гараж упоминается в качестве возможного предмета ипотеки, то ссылка на машиноместо отсутствует. Таким образом, взять машиноместо в кредит сегодня невозможно.

Впрочем, уже готовятся поправки в Закон «Об ипотеке», и аналитики считают, что ипотечные продукты для приобретения машиномест будут очень востребованы. Если ежемесячные выплаты по кредиту не будут превышать плату за аренду, граждане охотно будут покупать гаражи, а не платить за аренду «чужому дяде».


Резюме Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.ru
Таким образом, в настоящее время стоит задумываться о покупке гаража лишь для личного пользования. В качестве капиталовложения машиноместо просто невыгодно – ту же сумму проще и эффективнее поместить на депозит. В дальнейшем же, надеемся, специальные ипотечные программы сделают покупку гаража обычной опцией, предлагаемой при покупке автомобиля.

МесторасположениеЦена, долл.Рост цены за год, %
В пределах Третьего транспортного кольца 127 000 31
между ТТК и МКАД 65 000 16
Ближайшее Подмосковье 29 000 9
Источник: Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.ru

 

Постоянный адрес статьи: http://www.metrinfo.ru/articles/40612.html

 

Комментарии

Пока нет комментариев

Прокомментировать

Обратите внимание, Вы не авторизованы. Ваш комментарий будет размещен от имени Гостя.
Вы не сможете удалить свой комментарий.
Введите цифровой код, указанный на картинке

Разделы статей
Интересное
Актуальное
Город
Интересные люди
Отдых
Криминал
Банкротство физических лиц и предприятий
Обзоры СМИ
Законодательство
Новости о банкротстве
Новости банкротства
Кредит
Финансы
Работа
Строительство
Перепланировка
Ремонт

Июль 2008
 
Пн   7 14 21 28
Вт 1 8 15 22 29
Ср 2 9 16 23 30
Чт 3 10 17 24 31
Пт 4 11 18 25  
Сб 5 12 19 26  
Вс 6 13 20 27  
 Показать последние статьи