Новости


Красочная нищета Петербурга

24.06.2008

Исторический облик Петербурга подвергается сильной корректировке. Уцелевшие от реконструкций здания стремительно преображаются, «украсившись» вывесками и рекламными баннерами. Плакатами различного содержания и стиля увешаны жилые и полуразвалившиеся дома, строительные леса. Кто они, те люди, что разрешают вешать безвкусицу? Опытным путем корреспондент «Фонтанки» понял: в нашем городе можно получить разрешение на любую аляповатость. Надо только знать - как и у кого спрашивать.

В поисках начала пути к вывеске

«Сейчас со всеми вопросами согласования такая путаница, не разобраться, - чистосердечно признался пресс-секретарь Городского центра размещения рекламы Игорь Апухтин. - Могу сказать точно только одно — ГЦРР занимается только размещением наружной рекламы. Вроде бы, согласование надо получать в КГА, там создана структура под названием «Городская реклама и информация»...

По словам Игоря Апухтина, около месяца назад была образована Ассоциация производителей рекламных и информационных конструкций. Задача этого профессионального сообщества — добиться максимального упрощения процедуры согласования всех конструкций, означенных в названии.

«Предприниматели, особенно малые, от этого только выиграют. А то из-за путаницы, которая сейчас творится, уже начали и криминальные ситуации происходить», - сообщил он и рассказал историю, произошедшую в Петроградском районе. Там, оказывается, действовала организованная группа, представляющаяся «чиновниками из Смольного» - люди в хороших костюмах приходили к владельцам небольших магазинов, предъявляли им некие удостоверения и выписывали штраф за незаконные вывески. Сейчас, как утверждает Игорь Апухтин, группировка задержана, и ее деятельностью заинтересовался Петроградский РУБОП.

Впрочем, лидерам рынка о новой Ассоциации почему-то не известно.

«Как, Вы сказали, она называется? - отреагировали в компании City Sign. - Никогда не слышали. Видимо, очередные компании, которые находятся в дружеских отношениях с кем-то из чиновников, решили подгрести часть заказов под себя».

«Сейчас модно организовывать ассоциации — объединяются две-три компании и дают себе название, - добавили в PVG. - Есть ассоциация «наружников», есть ассоциация производителей сувениров, почему бы и изготовителям вывесок не объединиться?»

Ничего не слышали в обоих крупных рекламных агентствах и о структуре под названием «Городская реклама и информация». Видимо, профессионалы ходят не теми дорогами.

Копите деньги, ищите профи

Для того, чтобы получить согласие на размещение, надо, как пояснили в PVG, договариваться с балансодержателем здания — даже если оно расселено.

«Пустые и расселенные здания — они не бесхозные, - пояснил эксперт. - Они просто нежилые. А вот использоваться как рекламоносители они вполне могут». Правда, как утверждает Татьяна Баракова, специалист по размещению рекламы компании City Sign, с декабря 2007 года в соответствии с постановлением № 1621 правительства Санкт-Петербурга размещение рекламных щитов на фасадах зданий запрещено.

«Все висящие щиты — незаконны. Они либо были повешены еще до указа, либо их просто не согласовывали, - заверяет она. - Таких случаев по городу очень много».

«Баннеры в городе запрещены повсеместно, - подтвердила Елена Цыпанова, менеджер по согласованию рекламы компании «СанСитиАдвертайзинг». - Но они висят сплошь и рядом. Их просто берут и вешают».

Впрочем, можно и не нарушать закон, а попросту разделить свою рекламу на отдельные буквы и согласовать каждую из них отдельно - буквы на фасадах разрешены. Тогда на здании появится та же самая реклама, но состоящая из отдельных кусочков. Можно пойти и более рискованным, но более привычным путем — объявить свой баннер временной вывеской.

Реклама на строительных лесах разрешена, но с оговорками. Во-первых, если леса выставляют на время ремонта фасада, то они считаются «временным фасадом здания». Любой, кто пожелает повесить на эти временные стены свой плакатик, должен будет иметь дело сразу с двумя организациями — балансодержателем здания и строительной компанией. Впрочем, для строительных лесов правило «не размещать рекламу» в центре города соблюдается более или менее строго, но связано это вовсе не с повышенной сознательностью хозяев рекламоносителей. Большинство зданий ремонтируются в соответствии с губернаторской программой «Фасады Петербурга», и поэтому всегда могут попасться на глаза градоначальнице и вызвать ее неудовольствие. Рисковать решаются немногие.

Вывески и прочие фасадные украшения согласовываются с КГА — с районными художниками. Требования к эстетике предъявляются, а степень их суровости зависит от района города, утверждают рекламщики.

«Разумеется, от нас требуют, чтоб вывеска не была вычурной, чтоб она не выделялась, чтоб соответствовала архитектуре здания и облику района. Особенно в центре города — там очень жесткие требования», - заверили в РА «Букводел».

В справедливости этих слов может убедиться любой, кто пожелает прогуляться, к примеру, по Кадетской линии Васильевского острова.

Как заверили «Фонтанку» представители малого бизнеса, без помощи фирм-посредников добиться разрешения на установку вывески практически невозможно. Подтвердили это и представители рекламного рынка.

«Вы никогда сами ничего не согласуете. Для этого существуют профессионалы, которые смогут утвердить практически любой проект», - заявил представитель одного из рекламных агентств, пожелавший остаться неназванным. Цена вопроса согласования — от 6 тысяч у.е., варьируется в зависимости от района города.

«Нам не до эстетики»

Как всегда, от путаницы и непрозрачности законов страдает малый бизнес.

«Схема согласования абсолютно непрозрачная, - подтверждает юрист Ассоциации предприятий малого бизнеса Григорий Соломинский. - Разумеется, для профессионалов, которые этим живут, согласовать что бы то ни было труда не составит, но малым предпринимателям оплатить эти услуги зачастую не под силу».
Специалисты говорят: огромное количество вывесок (чаще всего, кафе и небольших магазинов) висят в городе абсолютно незаконно. Карательные меры к малым предпринимателям применяются, но пробуксовывают.

«Слава Богу, у ФАС отняли право демонтировать вывески — теперь это можно сделать только по решению суда, - отстаивает интересы мелких предпринимателей Григорий Соломинский. - Правда, я не знаю ни одного случая, когда суд утвердил бы демонтаж».

Сейчас на малый бизнес за незаконные вывески налагают штрафы - «совершенно астрономические суммы», как утверждают предприниматели. Штрафы, разумеется, не выплачиваются, а обжалуются в суде. На сегодняшний день, по информации Соломинского, в судах рассматриваются дела против наложения штрафов по пяти адресам, но пока судебные процессы еще не завершены, вывески, разумеется, висят. Но что эта цифра в масштабах Петербурга? Ноль.

Дело не в деньгах, а в психологии

«Все процессы объяснимы. В советское время вывески изготавливались по единому стандарту, они были скучные и однообразные, но они не бросались в глаза. В перестроечные годы, когда началось развитие бизнеса, вывеска стала отражением амбиций бизнесмена — именно это и определяло ее размер и цвет. Мы пытались хоть как-то сдерживать эту стихию, - вспоминает о своей деятельности на посту главного художника Иван Уралов, ныне директор факультета искусств Санкт-Петербургского университета, профессор Академии художеств. - Мы добивались использования более дорогостоящих материалов при изготовлении вывесок, чтоб они не выглядели так аляповато, и пытались — хотя бы на некоторых улицах — контролировать размер и цветовое решение вывесок и реклам, чтоб они хоть как-то соответствовали архитектурному решению зданий».

«Мы разработали несколько регламентов — какие требования должны предъявляться к вывескам именно в Петербурге. Но на момент моего ухода с поста главного художника ни одна наша разработка еще не была принята. Насколько я могу судить по тому, что вижу в городе, сейчас КГА абсолютно не влияет на размещение вывесок, такое впечатление, что в Комитете просто не обращают на них внимание», - сокрушается бывший главный художник. Сейчас, по его оценке, оформление Петербурга больше всего напоминает вид города какой-то неблагополучной страны.

«Нигде в Европе в пределах одного квартала не увидишь такой пестроты и такого бессмысленного набора самых разнородных объявлений. Там понимают, что вывеска — это информация о владельце, и поэтому она должна быть элегантной. С точки зрения европейцев, сдержанная вывеска демонстрирует уважение и к клиентам, и к прохожим», - заключает он.

«Фонтанка» обратилась в КГА, чтобы узнать и мнение чиновников. Однако на протяжении трех дней главный художник города Георгий Шереметев не смог найти время для ответа на наши вопросы.

*

«Всё это выглядит омерзительно, - считает художник Владимир Шинкарев. - Такое впечатление, что находишься в нищих кварталах Нью-Йорка». По его словам, такое безразличие к внешнему виду — психология нищеты, когда «всё равно, как это всё выглядит. Главное — всех растолкать и всобачить своё, чтоб в глаза бросалось».

«Наш город уничтожен в первую очередь всей этой рекламной мишурой, а уже во вторую — тем, что сделали с его архитектурой», - заключает он.

Кира Обухова,
Фонтанка.ру

 

Комментарии

Пока нет комментариев

Прокомментировать

Обратите внимание, Вы не авторизованы. Ваш комментарий будет размещен от имени Гостя.
Вы не сможете удалить свой комментарий.
Введите цифровой код, указанный на картинке

Июнь 2018
 
Пн   4 11 18 25
Вт   5 12 19 26
Ср   6 13 20 27
Чт   7 14 21 28
Пт 1 8 15 22 29
Сб 2 9 16 23 30
Вс 3 10 17 24  
 Показать последние новости