Новости


Покупатель всегда неправ

27.05.2008

Работа даже с известными риэлторскими агентствами не защищает покупателя недвижимости от проблем. Как правило, договоры составлены таким образом, что никаких обязательств или ответственности риэлтор не несет. Зато клиент перед агентством всегда в долгу.

Гражданка Вера В. заключила договор на покупку комнаты с Городским жилищным агентством (ГЖА), зафиксировала цену, внесла аванс. За месяц сделка так и не состоялась, продавец увеличил цену, а компания предложила заключить новый договор. Не хочешь доплачивать – гуляй.

Много слов, но нету дела

Специалисты комиссии по работе с потребителями рынка недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области отмечают, что это далеко не единичный случай. Журналист «Фонтанки» вместе с потенциальным покупателем присутствовал при разговоре с сотрудниками разных риэлторских фирм. На вопрос о гарантиях агенты отводили глаза и начинали рассказывать, что они очень заинтересованы в скорейшей продаже имущества, что затягивать не будут и т.д.

Из типового договора, заключаемого ГЖА с покупателями, следует, что агентство принимает на себя обязательства «выполнить комплекс работ, связанных с переходом объекта недвижимости в собственность покупателя». Указываются и расходы покупателя, связанные с приобретением (сумма сделки). Она, согласно договору, включает в себя и стоимость объекта, и вознаграждение продавцу от покупателя. Клиент вносит немалую сумму в качестве аванса и в течение месяца фактически лишен возможности рассматривать альтернативные варианты, требовать снижения цены или иных изменений. Зато риэлтор может просто затянуть сделку, а потом выставлять новые условия. Хотя в договоре прописано, что если в оговоренный период купля-продажа не состоялась, то стороны вправе согласовать новый срок. О повышении цены нет ни слова.

«Агентство обязано обеспечить продажу указанной в договоре комнаты по фиксированной цене, – считает юрисконсульт комиссии Общества потребителей Наталья Панова. – Покупатель вправе требовать исполнения договора в судебном порядке, одновременно наложив арест на комнату. Либо подписать новый договор, а потом взыскать через суд убытки и неустойку. Но тогда надо будет доказать, что они «с ножом к горлу» вынуждали перезаключить договор и заплатить больше».

Первый вариант для покупателя почти беспроигрышный: уплатив ничтожную сумму госпошлины, он требует обязать риэлтора исполнить свои обязательства. Судебный спор может длиться не один месяц (а то и год), за этот период недвижимость, скорее всего, подорожает, а цена останется неизменной. Причем параллельно можно искать альтернативные варианты и в любой момент отказаться от иска. С другой стороны, риэлтор не владеет комнатой, на которую юристы предлагают наложить арест. Почему добросовестный продавец (пока не доказано иного) должен отвечать за халатность агентства?

А судьи кто?

По словам директора ГЖА Алексея Башкина, из обсуждаемого договора вовсе не следует, что риэлтор гарантирует продажу квартиры: «Мы лишь оказываем услуги – организуем процесс перехода в собственность квартиры. Указанная в агентском договоре стоимость объекта недвижимости не является его ценой. В случае изменения ее продавцом покупатель может лишь расторгнуть договор». Объяснить, в чем же состоят обязанности агентства перед клиентом, Алексей Башкин, являющийся судьей третейского суда (арбитром Судебной палаты по спорам в сфере недвижимости и оценки), не смог.

Согласно профессиональному стандарту Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленобласти агентство не «несет ответственности за противоправные или противоречащие достигнутым договоренностям действия сторон по договорам». Кроме того, все члены ассоциации обязаны указывать в договорах, что клиенты должны передавать споры с агентствами «на рассмотрение в Ассоциацию риэлторов Санкт-Петербурга и Ленобласти в досудебном порядке». То есть на сегодняшний день Вера В. даже лишена возможности подать исковое заявление в государственный суд – сначала обязана подождать вердикта комиссии по правам потребителей и профессиональной этике, в состав которой также входит г-н Башкин. За это время компания, возможно, «пристроит» спорную квартиру, однозначно откажется подписывать новый договор, а пострадавший покупатель останется у разбитого корыта.

Павел Нетупский,
Фонтанка.ру


 

Комментарии

Пока нет комментариев

Прокомментировать

Обратите внимание, Вы не авторизованы. Ваш комментарий будет размещен от имени Гостя.
Вы не сможете удалить свой комментарий.
Введите цифровой код, указанный на картинке

Июнь 2018
 
Пн   4 11 18 25
Вт   5 12 19 26
Ср   6 13 20 27
Чт   7 14 21 28
Пт 1 8 15 22 29
Сб 2 9 16 23 30
Вс 3 10 17 24  
 Показать последние новости